+101.66
Рейтинг

Виталий Никсенкин

Как сэкономить сотни миллионов на электричестве

Электричество можно экономить по-разному, но в основном экономия связана с энергосберегающими устройствами типа светодиодных лампочек, холодильников с высоким классом энергоэффективности или умных розеток с таймерами. Но в этой статье мы расскажем о другом способе — он позволяет снизить платежи за электроэнергию до 30%. Причем новое оборудование покупать не надо, да и режим потребления менять тоже.

Ростелеком на таком способе сэкономил сотни миллионов рублей на электроэнергии. При этом компания не тратилась на энергосберегающее оборудование, сотрудникам не пришлось менять привычки, и ни один клиент не заметил каких-либо изменений в качестве услуг связи. Магия? Нет, просто правильный подход к учету электроэнергии, который мы им помогли внедрить.

В этой статье покажем, как может происходить внедрение проекта в крупной компании и к чему готовиться, если у вас это первый опыт.

Что потребляет электричество в Ростелекоме
Объекты Ростелекома — это не просто офисы с компьютерами. Это целая инфраструктура телекоммуникационной сети с тысячами зданий и сооружений по всей стране:

Автоматические телефонные станции (АТС) — те самые здания, куда приходят все телефонные линии города


Базовые станции — вышки сотовой связи со всем оборудованием


Узлы связи — технические помещения с оборудованием, обеспечивающим работу сети интернет


Контейнеры с оборудованием связи — компактные модули в отдаленных районах


Административные здания с персоналом, обеспечивающие поддержку всей этой инфраструктуры.

Всё это оборудование работает круглосуточно и имеет очень высокие требования к надежности электроснабжения. Если экономия на электричестве негативно скажется на качестве связи, компания экономить не станет. Поэтому было важно снизить затраты и не менять технологических процессов.

У Ростелекома сотни тысяч таких объектов от Калининграда до Владивостока, в каждом регионе страны. Сейчас наша система охватывает 15 тысяч из них — те, на которых уже стоят умные счетчики, умеющие передавать данные удаленно. И в дальнейшем их количество будет расти.

Откуда берётся экономия, если всё продолжает работать?
В отличие от квартиры, где у вас есть тариф день/ночь и всё просто, для бизнеса существует шесть ценовых категорий тарифов на электроэнергию, и в зависимости от характера потребления электроэнергии один и тот же объект может платить по-разному:
  • Простой тариф (Первая ценовая категория): Платите за общее количество киловатт, как в квартире по обычному счётчику
  • Многозонный тариф (Вторая ЦК): День дороже, ночь дешевле — как в квартире с двухтарифным счётчиком, только для бизнеса
  • Почасовой тариф (Третья ЦК): Каждый час имеет свою цену — утренние и вечерние пиковые часы дороже, ночные — дешевле
  • Почасовой тариф с учётом мощности (Четвертая ЦК): То же, что и третья категория, но дополнительно платите за пиковую нагрузку — чем равномернее потребляете, тем выгоднее
  • Тариф с планированием (Пятая ЦК): Стоимость электроэнергии также меняется каждый час, но вы должны заранее сообщать план потребления на следующий месяц — если уложитесь в план, тариф может стать выгоднее
  • Тариф с планированием и учётом мощности (Шестая ЦК): Как пятая категория, но с дополнительной платой за пиковую нагрузку

Если ваше оборудование работает преимущественно ночью или равномерно в течение суток, то вам будет выгоден один тариф. Если основная нагрузка приходится на дневное время — другой.

Но есть нюанс: в масштабах всей страны Ростелеком работает более чем со 100 энергосбытовыми компаниями, и у каждой свои тарифные ставки в рамках этих шести категорий. То, что выгодно в Москве, может быть убыточно в Хабаровске.

Но тут есть подвох: готовые тарифы энергосбытовые компании в открытом доступе не публикуют. Можно либо ждать счёт и надеяться, что поставщик не ошибется в расчетах, либо самостоятельно собирать тарифные составляющие из разных источников по всей стране. Без автоматизации такую задачу решить невозможно — слишком много данных и слишком часто они меняются.

Выбор правильной ценовой категории для каждого объекта может дать экономию до 30% без изменения режима работы оборудования. Просто потому, что вы будете платить по более выгодному для вас тарифу.

Но чтобы понять, какой тариф выгоднее, нужно сначала собрать статистику потребления электроэнергии по часам. А для этого нужны специальные счётчики и система, которая эти данные собирает и анализирует. Вот тут-то мы и пригодились.

Как было до нас: 10 программ учета, которые не дружили друг с другом
До начала нашего проекта в Ростелекоме было внедрено 10 программ разных производителей. Каждый региональный филиал сам решал, какое программное обеспечение для учета электроэнергии использовать.

Для центрального аппарата компании это была большая головная боль. Это, как если бы в одном офисе одни сотрудники заносили результаты в Excel таблицу, другие работали с 1С, а третьи — записывали информацию в блокнот. Собрать все данные воедино и провести анализ в такой ситуации крайне сложно.

Одной из десяти программ учета была наша, её мы внедрили несколько лет назад. Однако, в отличие от других, мы не просто собирали данные со счетчиков, но и показали значительную экономию от внедрения. В Архангельском филиале она достигла 12 млн рублей в год, в Псковско-Новгородском филиале — около 8-10 млн, а в Карелии — порядка 6-8 млн рублей.

В центральном аппарате компании поняли, что это не очередная программа для сбора данных, а инструмент, который приносит реальную экономию. Вот так перед нами встала задача заменить разрозненные системы одним решением, которое будет собирать данные со всех приборов учета и позволит анализировать потребление в масштабах всей компании по 32 регионам.

Как мы делали единую систему: план и реальность
План был таким:
  • Проанализировать текущие системы и понять, что с чем будет интегрироваться
  • Развернуть нашу систему на серверах Ростелекома
  • Перенести данные из старых систем
  • Подключить счетчики к новой системе
  • Обучить сотрудников
  • Радоваться, как лихо мы управились.

А в реальности…

Шаг 1: Анализ и подготовка (сентябрь 2023)
Первый этап занял больше года. Это заключение договора. Ростелеком — большая компания с множеством согласований. Нужно было выяснить, какие системы стоят в филиалах, какие счетчики установлены на объектах и как всю эту разнородную инфраструктуру соединить в одну систему.

Самая сложная часть — сбор информации. Мы подключались к системам удаленно и помогали структурировать данные. Ставили копии их программ у себя, копались в базах данных, составляли полные списки оборудования и расшифровывали, как устроены данные в каждой системе.

Это как расследование, только с техническим уклоном. Нам нужно было понять, как работают чужие системы, чтобы потом аккуратно перенести всё в нашу.

Шаг 2: Разворачиваем систему на серверах (октябрь-декабрь 2023)
Тут начались первые сюрпризы. В обычных проектах мы просто заходим на сервер клиента и устанавливаем нашу систему. Но с Ростелекомом всё оказалось сложнее. Из-за повышенных требований по информационной безопасности работа сильно затянулась:
  • Ограниченный доступ: нам выделили специальный VPN-канал для доступа к инфраструктуре, но прямого доступа к серверам не дали
  • Учетные записи: для каждого нашего сотрудника создали отдельную учетную запись с фиксацией, с какого устройства он работает
  • Документирование: мы готовили подробную документацию на каждого нашего сотрудника и какие действия он должен выполнять
  • «Карантин»: наш установочный пакет проходил проверку службой безопасности в течение двух недель в специальной изолированной среде.

Наш программный пакет проверяли на наличие любых потенциальных уязвимостей. Проверка выявляла все используемые нами компоненты, фреймворки и библиотеки, и если хоть один из них когда-либо имел зарегистрированную уязвимость, нам приходилось либо обновлять этот компонент, либо доказывать, что в нашем случае уязвимость не актуальна. Внесение любого изменения в проект требовало вновь ждать до двух недель на прохождение карантина.

Также нам пришлось доработать интеграцию с Active Directory — службой каталогов Microsoft, которая у клиента используется для авторизации пользователей. Это позволило сотрудникам компании входить в нашу систему с теми же учетными данными, которые они используют для других корпоративных систем.

Шаг 3: Подключение счетчиков (январь-март 2024)
Обычно с переключением счетчиков, по которым уже налажен опрос, сложностей не возникает. Но сюрпризы нас поджидали и тут. Когда мы начали проверять сетевую доступность до счетчиков, выяснилось, что в разных филиалах есть счетчики с устройствами связи, IP-адреса которых совпадают. Такие пересечения возникли в силу того, что разные филиалы настраивают свои локальные сети независимо друг от друга.

Представьте, что у вас есть счетчик в Пскове и счетчик в Петрозаводске, для связи с которыми используется один и тот же IP-адрес 192.168.1.100. Если счетчики находятся в изолированных друг от друга сетях, то проблем не возникает. Мы же все счетчики стали объединять в единую сеть и обнаружили пересечения диапазонов IP-адресов, это приводило к конфликтам.

Казалось бы, есть очевидное решение — сменить сетевые адреса, чтобы они не совпадали, и все заработает без лишних хлопот. Но нет, сетевая инфраструктура нашего клиента формировалась исторически сложным путем. Раньше каждый региональный филиал был фактически отдельной компанией со своими стандартами и правилами настройки сетей. Когда все эти компании объединились под единым национальным брендом, их сетевые инфраструктуры просто «сшили» вместе, сохранив исходную адресацию. За годы в каждой из этих сетей накопилось множество разного оборудования — не только счетчики электроэнергии, но и системы связи, безопасности, управления. И все они были настроены на работу в определенных диапазонах IP-адресов.

Если мы станем менять адреса, то в результате может отвалиться какое-нибудь другое устройство, которое используется совсем для других целей, например, оборудование связи. Проблема усугубилась тем, что в некоторых филиалах никто не мог пояснить, как именно всё настроено — документация неполная, а инженеры, которые всё это создавали, давно сменились.

Поэтому нам пришлось руководствоваться принципом «Работает — не трогай». В архитектуру системы были внесены изменения, и мы развернули отдельные серверы-сборщики для каждой «подсети» Ростелекома. Это как поставить отдельного почтальона в каждом районе, чтобы они не путались, если в разных концах города есть улицы с одинаковыми названиями.

Мы спроектировали распределенную архитектуру, похожую на сеть почтовых отделений. В каждой подсети компании поставили свой сервер-сборщик, который общается только с устройствами в своей «зоне ответственности». Затем все собранные данные передаются на центральный сервер. При этом пользователь видит полную картину в едином интерфейсе — ему не нужно знать про всю эту сложную систему, он просто заходит в единый личный кабинет и получает все данные.



Это более сложная архитектура, чем мы изначально планировали, но она гораздо надежнее и масштабируемее. И самое главное — она решила проблему с пересекающимися IP-адресами.

Шаг 4: Перенос счетчиков и настройка отчетов (июнь-декабрь 2024)
Самый долгий и кропотливый этап. Нужно было перенести информацию обо всех точках измерения и счетчиках из старых систем в новую. И сделать это с учетом жестких требований Ростелекома: сохранить историю потребления за прошлые годы, обеспечить полностью бесшовный переход без потери данных для ежемесячной отчетности и ни в коем случае не прерывать процесс передачи почасовых показаний в энергосбытовые компании, чтобы не нарваться на претензии и штрафы.

Это как заменить двигатель в автомобиле, не останавливаясь в пути.

Процесс был таким:
  • Выгружали данные из старой системы
  • Дополняли недостающую информацию (часто в старых системах не хватало важных параметров)
  • Приводили данные к единому формату
  • Загружали в новую систему
  • Проверяли корректность загрузки
  • Перенастраивали оборудование на передачу данных в новую систему

Последний пункт был особенно сложным. Ведь первого числа каждого месяца филиалы должны были передавать данные о потреблении электроэнергии в энергосбытовые компании.Если мы допустим сбой, то это приведет к нарушению договорных обязательств с поставщиками и может повлечь штрафные санкции до 25% от стоимости электроэнергии.

Поэтому мы разработали план поэтапного перехода:
  • Согласовывали с филиалом удобное время для перенастройки
  • Подтверждали, что данные за прошлый месяц уже переданы
  • Удаленно перенастраивали оборудование на передачу данных в новую систему
  • Проверяли корректность сбора данных
  • Обучали сотрудников филиала работе с новой системой отчетности

В процессе работы обнаружили много старых счетчиков и модемов, которые пора было менять. Ростелеком закупил новую технику, а нам пришлось срочно научить нашу систему работать с этими устройствами — буквально получали коробки с новым оборудованием и за месяц добавляли поддержку.

В итоге мы перетащили данные из всех десяти разных систем, удаленно перенастроили часть приборов учета и обеспечили бесшовную передачу данных энергетикам. Никто даже не заметил, как произошла замена двигателя в едущей машине.

Теперь видно все объекты в едином интерфейсе. Центральный аппарат видит всю картину по предприятию, а инженеры филиалов — данные только по своему региону.

Первое, на что инженеры обращают внимание — это общая картина сбора данных. По сути, это диспетчерский экран, где сразу видно состояние всех объектов.



Если где-то появилось красное пятно, значит, счетчик на этом объекте не передает данные, и если не решить проблему, в конце месяца придется ехать снимать показания вручную или платить штрафы за непредоставление информации.

И конечно, все эти усилия по миграции и непрерывному сбору данных были направлены на главную цель — своевременную передачу показаний в энергосбытовые компании.Каждый поставщик электроэнергии требует предоставлять отчеты в строго определенном формате. Раньше это означало кропотливую ручную работу — собрать данные из разрозненных систем, перенести их в нужный формат, проверить, отправить и убедиться, что отчеты были приняты. Сбой на любом этапе приводил к переплатам за электроэнергию из-за штрафов.

Теперь все эти отчеты формируются и отправляются автоматически. Система учитывает требования каждой энергосбытовой компании, форматы сдачи отчетности у которых могут сильно отличаться:


Остается только убедиться, что все отчеты были отправлены и получены поставщиками электроэнергии:


Шаг 5: Обучение пользователей (сентябрь 2024)
Когда система заработала, мы обучили команду Ростелекома ей пользоваться. Собрали более 60 сотрудников со всех филиалов на большой вебинар, а затем провели отдельные тренинги для энергетиков, инженеров и операторов — каждому объяснили его часть работы. Для особо любознательных филиалов проводим дополнительные вебинары с глубоким погружением в возможности системы.

Как теперь экономит Ростелеком
Самый ценный функционал системы — это анализ потребления и расчет оптимальных тарифов. Посмотрим, как это работает на конкретных примерах.

Пример 1: Сравнение тарифов и выбор оптимального


На этом скриншоте показано сравнение стоимости электроэнергии по всем возможным вариантам из тарифного меню одной энергосбытовой компании. Данный поставщик предлагает 5 вариантов расчета за электроэнергию, и система автоматически рассчитывает, сколько будет стоить один и тот же объем потребления (127 806 кВт) по разным тарифам:
  • Выбрав первый вариант расчетов (I), компания должна оплатить 1,4 млн. руб. — это самый оптимальный вариант.
  • Выбрав тарифы, дифферинцированные по зонам суток (2 зоны: день и ночь), за тот же объем компания заплатит 1,6 млн. руб. — дороже на 13%
  • Переплата на почасовых тарифах (III и IV ЦК) составит 7% и 17%.

Чтобы разобраться с начислениями подробнее, система позволяет выполнить посуточный тарифный анализ и определить дни максимальной экономии и переплаты. Это может помочь подобрать наиболее выгодные режимы работы предприятия.

Пример 2: Расчет экономии при переходе с одного тарифа на другой
Этот пример показывает посуточный анализ затрат при переходе с IV ценовой категории на I ценовую категорию:


В таблице показаны детали расчета:
  • В рабочие дни экономия составляет 0,5 млн руб или 32% в сравнении с текущим тарифом
  • В нерабочие дни наблюдается переплата 0,2 млн. руб.
  • Общая экономия за месяц: 0,3 млн. руб. или 17%

Графики демонстрируют ежедневную статистику по экономии:


Экономия происходит в дни, когда синие столбцы вверху. Дни, когда есть переплата, показаны красными провалами.

Что в итоге получил Ростелеком?
Теперь вместо 10 разных систем у Ростелекома единая централизованная система учета электроэнергии, которая:
  • Собирает данные с более чем 15 тысяч счетчиков, раскиданных по 32 регионам страны.
  • Отслеживает проблемы передачи данных
  • Контролирует качество электроэнергии — напряжение, частоту и другие параметры
  • Предупреждает о критических ситуациях, если параметры электросети выходят за допустимые пределы
  • Автоматически формирует и рассылает отчеты для энергосбытовых компаний
  • Анализирует потребление и показывает, где можно оптимизировать затраты
  • Выявляет ошибки в расчетах поставщиков электроэнергии

Экономический эффект внедрения системы в некоторых филиалах достигает 30% от первоначальных платежей за электроэнергию. При этом потребление не уменьшилось — наш клиент платит по оптимальным тарифам и за год экономит более 100 млн. руб.

Что особенного в этом проекте?
Для нас этот проект стал вызовом по нескольким причинам:
  • Масштаб — 15 тысяч счетчиков, 32 региона, 10 разных систем
  • Требования безопасности — каждое обновление проходило проверку в течение двух недель, и мы старались пройти проверку с первой попытки
  • Сетевая инфраструктура — пришлось адаптировать нашу систему под сложную сетевую архитектуру Ростелекома
  • Непрерывность сбора данных — нельзя было допустить сбоев в передаче показаний
  • Работа с критической инфраструктурой — необходимость интеграции с системами, обеспечивающими безопасность сети

Масштабируемость решения — теперь наша система может расти практически без ограничений. При увеличении числа объектов достаточно добавить новые серверы-сборщики, что позволяет в перспективе обслуживать намного больше 15 тысяч точек учета без потери производительности.

Но главное — мы помогли крупной компании сэкономить миллионы рублей, не меняя режим работы оборудования и не снижая качество услуг для клиентов.

И сделали это, просто правильно настроив учет электроэнергии и подобрав оптимальные тарифы.

Мораль этой истории
Даже если вы не можете снизить потребление электроэнергии (потому что оборудование должно работать 24/7), вы всё равно можете существенно сэкономить, если правильно выберете тариф и будете контролировать потребление.

Но для этого нужна хорошая система учета, команда экспертов и немного терпения в работе с инфраструктурой крупной компании и бюрократией энергосбытовых организаций.

Что ж, мы своё терпение проверили на практике — и оно не подвело. А наш клиент теперь экономит миллионы. Всем выгодно!

www.cloud.rt.ru

Что происходило с новым законом про ЦОДы — мы нашли, кто смог подробно всё это объяснить



С 1 марта 2026 года вступит в силу новая редакция Закона «О связи». Там будет определяться, что такое ЦОД (дата-центр), и появится некий реестр ЦОДов. И всё. Дальше — непонятно.

Чтобы с этим разобраться, надо немного вернуться в 2018-й, когда дата-центров вообще не было. Точнее, для них не было специального термина и определения. Представьте: в стране много лет работают пекарни, а в законах нет слова «пекарня». Почему так? Потому что единственное место, где термин формально проскочил, появилось в 2018 году. Тогда в законах «О концессионных соглашениях» и «О государственно-частном партнёрстве...», известных как 115-ФЗ и 224-ФЗ, появилось про «объекты, предназначенные для обработки информации», а в скобках добавили — «центры обработки данных». Смысл был в том, что его можно финансировать на определённых условиях.

Но это было в непрофильном законе. Это никого особо не беспокоило, и большинство участников рынка даже не догадывалось о существовании такой формулировки.
Всё внезапно поменялось, когда у нас в стране решили развивать ИТ, и появилось поручение Президента РФ, чтобы обеспечить льготы на электричество. Энергетики резонно спросили, кому именно, и оказалось, что никто не знает, как отличить, ЦОД это или нет.
Вот тут-то и понеслось!

Сегодня у нас в гостях — Игорь Дорофеев, президент Ассоциации участников отрасли ЦОД. Поскольку он разбирается в юридических и законодательных вопросах гораздо лучше нас, мы задали ему кучу вопросов. То, что я понял, — ниже. Это интерпретация ответов с переводом на более простой и приземлённый язык.

В 2020 году с приходом пандемии стало необходимо понимать, кто такой ЦОД. Когда ввели жёсткие ограничения, а для того, чтобы выйти в город, понадобились спецпропуска или маленькая собака, мы внезапно осознали свою юридическую бесправность. Салоны сотовой связи работать могли, а мы как ЦОДы — нет. Мы не считались «объектами непрерывной деятельности».

Чтобы наши инженеры и дежурные смены могли добираться до ЦОДов, приходилось выкручиваться. Ассоциация как раз получала письма за подписью замминистра в духе «Пропустите этих типов», чтобы хоть как-то обеспечить работу.

У кого были лицензии связи — показывали их, но, как я недавно очень ярко и красочно рассказывал, это крайне тупой или даже скорее идиотский план в целом. Потому что нас подозревали в соучастии в преступлении на основании того, что у нас такая лицензия есть.

Тогда стало понятно, что ЦОДы должны иметь какой-то правовой статус.

Второй поворот случился, когда Путин дал поручение на льготы по электричеству для ЦОДов.

И вот тут-то чиновники и столкнулись с проблемой: чтобы выполнить поручение, нужно было сначала законодательно определить, что такое ЦОД. Кому, собственно, давать эти льготы?

Чем ЦОД отличается от канавы
Так летом 2020 года родилась первая попытка регулирования. Появился законопроект с поправками в 149-ФЗ «Об информации». В нём ЦОД определялся как некий «специализированный объект» и прописывались данные, которые мы должны были бы подавать в Минкомсвязь (позже — Минцифра).

Этот законопроект вывесили на портале regulation.gov.ru для публичного обсуждения, и он тут же собрал очень много комментариев. Он был достаточно «сырой», содержал странные формулировки и избыточные требования. Мы, как и другие участники рынка, оставляли свои отзывы даже как физические лица через «Госуслуги», чтобы министерство увидело наши опасения.

По закону на каждый комментарий к законопроекту государство должно ответить.

Дальше начали пересобирать закон, но было ощущение, что у него — с десяток контрибьюторов, и каждый пишет что-то своё. Кто-то лоббировал прямо инлайнить архитектуру старых ЦОДов, кто-то хотел протащить вообще без определения на будущее на случай, если инференс-ЦОДы появятся под водой, и так далее. Крупные игроки, главный из которых, конечно, — «Ростелеком», начали активно лоббировать свои интересы.

Очевидный баг
Задачей было определить, что есть ЦОД. Энергетики задали очень простой вопрос: «Как отличить ЦОД от майнера?» — потому что они не хотели давать льготы майнерам. Плюс не хотелось, чтобы люди ставили сервер на буровую, в офис или ещё куда-то и говорили, что теперь это тоже своего рода ЦОД, и весь офис надо снабжать по льготе. В случае ИТ-льгот по тем же хостингам таких примеров было много: очень просто создать «хостинг» внутри корпорации. Такие же истории были с вынесением RnD-отделов корпораций в иннокластеры.

Как вообще можно решить такую задачу? Вариантов несколько.

Техническое регулирование и сертификация (инженерный подход)
Этот метод предполагает, что ЦОДом может называться только объект, который прошёл официальную сертификацию и соответствует определённым техническим стандартам (ГОСТам, сводам правил).

Проблема в том, что мы тут все болеем Uptime Institute и их TIER-уровнями по проекту и по объекту.

Логика простая: разрабатывается национальный стандарт, описывающий, чем должен быть ЦОД (наличие фальшпола, систем кондиционирования, резервного питания и т. д.). Специальный аккредитованный орган проводит аудит и выдаёт сертификат соответствия.

Плюсы: устанавливается некая минимальная планка надёжности и инженерного исполнения, критерии формализованы в документе, то есть никакого рандома в попытках отличить одно от другого.
Минусы: если загнать всех в рамки одного, пусть и российского стандарта, то мы «похороним» все нестандартные и прорывные решения, все AI-ЦОДы, гиперскейл, погружные стойки просто не проходят аптайм. Плюс это дорого и долго: сертификация — это небыстрый и затратный процесс, который выбьет с поля мелких и средних игроков. Кроме того, это очередная «кормушка»: орган, выдающий сертификаты, становится монополистом, что опять же создаёт почву для коррупции.

ОКВЭД (экономический подход)
Идея простая: ввести для деятельности ЦОДов выделенный код в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Компания, для которой предоставление услуг ЦОДа является основной деятельностью, регистрирует этот ОКВЭД как главный. Государство, в свою очередь, привязывает все льготы и меры поддержки к наличию этого кода и доле выручки по нему (например, не менее 70%).

Все IT-льготы в стране давались именно по ОКВЭДу. Это понятный и работающий для государства механизм. Поменять ОКВЭД можно «на «Госуслугах» за пять минут». Не нужно проходить долгих комиссий. Метод отсекает тех, для кого это не бизнес. Серверная в банке не генерирует внешней выручки, поэтому банк не сможет претендовать на льготы.

Для майнеров нужно вводить свой ОКВЭД. Если майнер назовёт себя ЦОДом, чтобы получить льготы, то это будет экономическим мошенничеством, за которое можно и сесть.

Но ОКВЭД-подход не решает проблему корпоративных ЦОДов. Крупный внутренний ЦОД банка или госкорпорации, который не продаёт услуги наружу, по этому принципу выпадает из определения, хотя по факту является ЦОДом. Компании могут искусственно перераспределять выручку между разными юрлицами, чтобы соответствовать критерию.

Вручную через реестр
Это административный метод. Государство в лице Минцифры создаёт официальный список «правильных» ЦОДов. Чтобы в него попасть, нужно подать заявку и пройти некую проверку на соответствие требованиям, которые ещё предстоит разработать. Создаются комиссия или экспертный совет, которые рассматривают заявки. Они смотрят на документы, возможно, на чертежи, либо даже выезжают на объект и выносят вердикт: соответствует или нет. Либо создаётся какой-то орган оценки за деньги, и тогда это «кормушка» по варианту 1.

Требования можно менять и уточнять подзаконными актами, не переписывая федеральный закон. Государство имеет полный контроль над теми, кто находится в списке, и может исключать из него нарушителей. Льготы и требования (например, по размещению ГИСов) можно применять только к членам реестра.

Минусы:
  • Коррупционный фактор. Кто будет в комиссии? Насколько объективными будут решения? Возникает простор для того, чтобы «пропустить без очереди» или, наоборот, не пустить конкурента.
  • Проблема компетенций. У чиновников в Минцифры нет экспертизы для оценки ЦОДов. Придётся привлекать отраслевых экспертов, что снова поднимает вопрос их ангажированности.
  • Бюрократия и медлительность. Представьте себе, что тысяча случайных заинтересантов и мошенников завалит их заявками, чтобы получить льготы. Сколько времени уходит на одно решение? Даже если три дня — это DoS на годы.
  • Риск устаревших критериев. Есть огромная опасность, что комиссия будет опираться на устаревшие нормативные документы вроде Uptime Institute. В этом случае — такая же проблема: передовые ЦОДы туда не войдут.

Почему всё зашло в тупик в первый раз
В итоге получился очень сложный, тяжёлый и противоречивый законопроект.

Несмотря на отрицательную оценку от Минэкономразвития и возражения Минэнерго и прочих органов власти, его впихнули в Госдуму в последний день её созыва в 2021 году.
В апреле 2022-го он кое-как прошёл первое чтение. Но после этого его завалили таким количеством поправок и замечаний, что стало очевидно: в текущем виде он нежизнеспособен.

Он содержал кучу нерешаемых коллизий и противоречил другим федеральным законам. В итоге этот «токсичный» законопроект просто положили в тумбочку, где он и пролежал несколько лет.

v2.0b
Спустя почти пять лет мучений, в начале этого года, все поняли, что идеальный закон принять не получится. В Минцифры пришёл новый статс-секретарь — человек со свежим взглядом, и было решено полностью перезагрузить процесс. У них был дедлайн — успеть принять закон в весеннюю сессию.

Стратегия была простой: взять старый сложный законопроект и выбросить из него всё, что вызывало споры. Всё непонятное и сложное вынесли в бэклог для будущих правительственных решений: оставили только базовый функционал, чтобы сделать закон «проходным».

Что в итоге приняли: три простых пункта и море вопросов
В конце концов приняли очень короткий и простой закон. Он говорит всего о трёх вещах.
  • Дали официальное определение ЦОДу: «Совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединённых единым назначением, включающих комплекс систем инженерно-технического обеспечения, спроектированных и используемых для размещения оборудования, обеспечивающего обработку и (или) хранение данных». Это смесь из определений из закона о ГЧП и даже из нашего отраслевого свода правил. Вполне нейтральная и рабочая формулировка, которая заодно гармонизировала термины в 115-м и 224-м ФЗ.
  • Государство в лице Минцифры будет вести официальный список правильных ЦОДов. То есть ЦОД — это комплекс, где стоит оборудование для обработки данных, а реестровый ЦОД — это правильный ЦОД, по которому решено, что он прямо профильный.
  • Если вы попали в этот официальный список, то заниматься надо профильной деятельностью, то есть не майнить.

Главные вопросы без ответов
Как попасть в реестр? Непонятно. Правила формирования и ведения реестра и требования к ЦОДам должно будет установить Правительство РФ отдельным постановлением.

Кто будет решать, ЦОД вы или нет? Непонятно.

Зачем туда попадать? Пока только ради туманной перспективы льгот на электричество. Но их пока нет. Позиция энергетиков остаётся жёсткой, и даже если льготы дадут, то, судя по словам Мишустина на ЦИПРе, возможно, только в энергопрофицитных регионах, а не в Москве.

Вероятно, позже попадание в реестр станет обязательным для размещения государственных информационных систем (ГИС). Тогда ты либо в реестре, либо вне рынка.

Владелец или оператор? В законе осталась серьёзная точка уязвимостей: они приравняли владельцев и операторов ЦОДов. Это неправильно. Владелец может быть просто рантье, а всю ответственность несёт оператор. Из-за этой формулировки получается, что даже «Ростелеком», который использует площадку и здания «Росатома» в Удомле, формально не соответствует закону в полной мере.

Остался баг с тем, что если ЦОД войдёт в реестр, получит льготный тариф, а потом решит заняться майнингом, то его будут обязаны исключить из реестра. Но вот отозвать уже выданные техусловия и тарифы на электричество — такой процедуры не существует. Это открывает широкий простор для мошенничества.

Как это связано с новым сводом правил для проектирования центров обработки данных Минстроя? Это СП 541.1325800.2024 «Здания и сооружения центров обработки данных. Правила проектирования», устанавливающий единые стандарты для строительства таких объектов. Там внутри вводится классификация ЦОДов по мощности и местоположению, есть требования к обязательным технологическим зонам и их расположению, есть критерии для оценки энергоэффективности. Короткий ответ: пока никак не связано. Возможно, позже это станет критерием прохода через комиссию.

Забег длиной в пять лет формально завершён: чиновники закрыли задачу.

Появится два типа ЦОДов: «просто ЦОД» (соответствующий определению) и «реестровый ЦОД». Вся конкретика — требования, правила, льготы — отнесена на будущее. Никаких требований к конструкциям сейчас нет, к проекту — тоже нет, важно будет пройти комиссию. Но как — пока непонятно.

Кстати: наша команда недавно вступила в Ассоциацию участников отрасли ЦОД, поэтому некоторые вещи мы теперь видим и изнутри.

ruvds.com/ru-rub

Сверхскоростные NVMe серверы в Финляндии теперь доступны!



Сверхскоростные NVMe серверы в Финляндии теперь доступны с частотой процессора до 5.7 ГГц доступны для заказа!
Для вас процессор AMD Ryzen 9 с частотой до 5.7 ГГц
Оперативная память типа DDR5
Серверные NVMe накопители
Скорость подключения к сети интернет до 1 Гбит/сек!
www.robovps.biz/hi_cpu_vps_in_finland/

Сверхскоростные AMD Ryzen 9 NVMe серверы в Нидерландах теперь доступны!
Сверхскоростные NVMe серверы в Нидерландах теперь доступны с частотой процессора до 5.7 ГГц доступны для заказа!
Для вас процессор AMD Ryzen 9 с частотой до 5.7 ГГц
Оперативная память типа DDR5
Серверные NVMe накопители
Скорость подключения к сети интернет до 1 Гбит/сек!
www.robovps.biz/hi_cpu_vps_in_netherlands/

Удаление бесплатной версии ESXi было явной ошибкой

Сегодня мы выпустили бесплатную версию ESXi 8 в каталоге BM, как и планировалось в дорожной карте: github.com/ovh/infrastructure-roadmap/issues/334

Удаление бесплатной версии ESXi было явной ошибкой. Спасибо пользователям OVHcloud, она вернулась (для всех).

Как защитить данные от взлома?



В последнее время в СМИ всё чаще появляются новости о взломах и утечках данных даже у крупных компаний. Киберугрозы становятся более изощренными, особенно с использованием технологий искусственного интеллекта, поэтому сейчас как никогда важно уделять внимание как базовым мерам безопасности, так и развитию цифровой осознанности.

Возросшие угрозы: фишинг и дипфейки
Современные фишинговые письма и поддельные сообщения от имени коллег действительно стали более изощренными благодаря использованию ИИ. Тем не менее есть признаки и подходы, которые помогут вовремя распознать угрозу:
  • Обращайте внимание на эмоциональный фон сообщения: злоумышленники часто стремятся вызвать тревогу, торопят, ссылаются на авторитет, сообщают пугающие новости или предлагают что-то чрезмерно выгодное. Такие уловки рассчитаны на то, чтобы отключить критическое мышление.
  • Проверяйте несоответствия: даже если письмо выглядит убедительно, стоит насторожиться, если стиль общения нехарактерен для отправителя, отсутствует личное обращение, содержатся нетипичные просьбы или подозрительные ссылки.
  • Не спешите действовать: если что-то кажется подозрительным — остановитесь и проверьте информацию через другой канал связи (позвоните, напишите в мессенджере). При малейших сомнениях обратитесь в отдел информационной безопасности.
  • Остерегайтесь дипфейков: поддельные аудио- и видеозаписи могут выдать неестественные интонации, склейки в речи, странные движения рта или глаз. Технологии становятся сложнее, но внимательность остается лучшей защитой.

Базовые правила безопасности
Не стоит пренебрегать и традиционными мерами безопасности.
Для защиты ваших аккаунтов и данных также рекомендуем:


Рекомендации при использовании наших продуктов
Мы постоянно работаем над защитой ваших данных. Чтобы ваша учетная запись оставалась в безопасности, мы рекомендуем периодически обновлять пароль в Личном кабинете. Это простой и эффективный способ защититься от нежелательного доступа.
Мы настоятельно рекомендуем:


Помните: ваша внимательность и осознанное отношение к безопасности — лучшая защита от современных угроз.

Recently, news about data breaches and leaks, even at major companies, has been appearing more frequently in the media. Cyber threats are becoming more sophisticated, especially with the use of artificial intelligence, so now more than ever it's crucial to pay attention to both basic security measures and developing digital awareness.

Increased Threats: Phishing and Deepfakes
Modern phishing emails and fake messages impersonating colleagues have indeed become more sophisticated thanks to the use of AI. However, there are signs and approaches that can help you recognize a threat in time:
  • Pay attention to the emotional tone of the message: Attackers often try to induce anxiety, rush you, cite authority, report frightening news, or offer something overly advantageous. These tricks are designed to switch off your critical thinking.
  • Look for inconsistencies: Even if an email looks convincing, you should be wary if the communication style is uncharacteristic of the sender, there is no personal greeting, it contains atypical requests, or suspicious links.
  • Don't rush to act: If something seems suspicious—stop and verify the information through another communication channel (call, write in a messenger). If you have the slightest doubt, contact the Information Security department.
  • Beware of deepfakes: Fake audio and video recordings may exhibit unnatural intonations, cuts in speech, or strange mouth or eye movements. The technology is getting better, but attentiveness remains your best defense.

Basic Security Rules
Don't neglect traditional security measures either.
To protect your accounts and data, we also recommend:
  • Use complex passwords with letters (upper and lower case), numbers, and special characters.
  • Update your passwords regularly (every 3-6 months).
  • Enable two-factor authentication (2FA) wherever possible.
  • Avoid public Wi-Fi networks for accessing important services.
  • Keep your software up to date.

Recommendations for Using Our Products
We are constantly working to protect your data. To keep your account secure, we recommend periodically updating your password in your Client area. This is a simple and effective way to protect yourself from unauthorized access.
We strongly recommend:
  • Restrict access to critical services through firewall settings.
  • Use the principle of least privilege when assigning access rights.
  • Conduct regular security setting audits.
Remember: your attentiveness and conscious approach to security are the best protection against modern threats

Розыгрыш ко Дню программиста — успей поучаствовать!



Розыгрыш ко Дню программиста — успей поучаствовать!
День программиста уже позади, но праздник продолжается!
Мы решили продлить веселье и подготовили мега-розыгрыш для наших клиентов и подписчиков в телеграм-канале

Призы:
  • 1 место — Telegram Premium на 12 месяцев
  • 2–3 места — Telegram Premium на 6 месяцев каждому

Период участия: с 13 по 19 сентября
Как принять участие:
  • Подписаться на наш Telegram-канал
  • Иметь активную услугу в Cloud4Box
  • Нажать кнопку «Участвовать» под постом в канале

Итоги подведём 19 сентября.
Победителей определим честно через бота — без человеческого вмешательства!

P.S. Подписка останется с вами даже если отпишетесь от канала (но мы уверены, что вам у нас понравится).

Жмите и участвуйте
t.me/cloud4box_com/199

Акция ко Дню программиста в проде!



Как известно, программисты — особые люди. Они мыслят циклами, мечтают о бесконечном Wi‑Fi и радуются, когда код компилируется с первого раза (и это, к слову, настоящая магия).

Поздравляем волшебников и дарим для всех до 30 сентября:


Если очень интересно, но ничего непонятно, то спросите в нашем телеграм-чате, всё объясним!

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы узнавать о важных событиях первыми!
t.me/TakeFirstNews
vk.com/firstvds

Распродажа остатков





  • Finland [2023] Ryzen-9 3900 [24vCore] / 8 ddr4 / 200 ГБ NVME — 1500р/мес
  • Germ [2023] Ryzen-9 3900 [24vCore] / 8 ddr4 / 200 ГБ NVME — 1500р/мес
  • FR, [распродажа, последние остатки] [2020] i7-6700k [8vCore] / 8 ddr4 / 50 ГБ SSD — 1000р
  • FR, [скидка] Ryzen 7 3800x [16vCore] / 16 ddr4 / 200 ГБ NVME — 3000р

Биллинг
asuka.onl/billmgr

21.08.2025 Version 2.4.0



!!! Внимание! Прекращена поддержка PHP 5.5 и 5.6 (кроме версий с полный открытым кодом), но для них доступна возможность заказа индивидуальной кодировки для случаев крайней необходимости.

+ интеграция с платежной системой Альфа-Банк (эквайринг), alfabank.ru.
+ интеграция с платежной системой Antilopay.com.
+ интеграция с облачной кассой Kit Online, online.kit-invest.ru.
+ модуль «Внешняя поддержка», позволяющий дублировать тикеты и ответы клиентов в тикетах на внешний email, а ответы от него автоматически добавлять в тикеты.
+ админу: добавлен раздел «Домены (магазин)».
+ админу: добавлен раздел «Статистика / Финансы: Платежи» с детализацией всех платежей за период по каждому клиенту.
* админу: доменные зоны: возможность требовать заполнения поля «Отчество» в профайле даже если оно принудительно (против глобальных настроек) сделано не обязательным к заполнению.
* админу: доменные зоны: возможность пометить зону как акционную — клиент при выборе доменной зоны и оформлении заказа увидит, что у доменной зоны акционная цена, а срок заказа домена будет ограничен минимальным сроком регистрации.
* админу: общая статистика: добавлен блок «Домены (магазин)».
* админу: отправить e-mail/тикет/sms: возможность рассылки сразу по нескольким условиям (как по соответствию любому из условий, так и по соответствию каждому из условий).
* админу: клиенты: добавлен фильтр «С настройками доступа к платежным системам».
* админу: клиенты: если требуется подтверждение мобильного, номер не подтвержден и клиентом была инициирована отправка кода в СМС, то отображаем код подтверждения и ссылку на телеграм клиента по номеру его мобильного + возможность сгенерировать код если клиент его еще не запрашивал.
* админу: магазин доменов: возможность онлайн-продажи выставленных на продажу доменов (режим работы на выбор: онлайн, форма связи или оба варианта) + возможность разрешить публикацию любых (даже не зарегистрированных в биллинге) доменов.
* админу: настройки клиента: безопасность: возможность отключить привязку сессии к IP.
* админу: настройки клиента: тикеты: возможность запретить создание новых тикетов если есть открытые тикеты + возможность запретить отвечать в тикете если в нем еще нет ответа.
* клиенту: оформление заказа: если для панелей управления настроены разрешенные операционные системы, то при выборе таких ПУ делаем недоступные для них ОС неактивными (в случае использования чекбоксов) или же полностью удаляем недоступные ОС из списка (в случае использования выпадающего списка).
* клиенту: оформление заказа: при использовании регистратора «rootpanel.net api» для доменных зон kz/com.kz/org.kz/edu.kz/каз отображаем обязательные параметры «Цели использования», «Месторасположение сервера (город)», «Месторасположение сервера (область/штат)» и «Месторасположение сервера (адрес)».
* клиенту: заказы: возможность управления PTR-записями IP-адресов (только для Hetzner.Cloud).
* клиенту: настройки: безопасность: возможность отключить привязку сессии к IP.
* клиенту: персональные данные: если в профайлах клиентов Фамилия, Имя или Отчество принудительно (против глобальных настроек) сделаны обязательными или не обязательными (с помощью переменных $_CFG['PROFILE_REQUIRED_FIELDS'] или $_CFG['PROFILE_NOT_REQUIRED_FIELDS'] в файле конфигурации), то применяем действие данных параметров так же и на ФИО во время регистрации и в настройках клиентов (кроме ситуации когда ФИО при регистрации вообще отключены).
* 1ofd: возможность печати чеков за пополнение баланса как за обычные услуги.
* anypay: не отправляем админам уведомления при получении статуса «error».
* cryptomus: всегда передаём параметр is_refresh, чтобы счет можно было оплатить даже когда его lifetime на стороне платежки истек.
* heleket: всегда передаём параметр is_refresh, чтобы счет можно было оплатить даже когда lifetime на стороне платежки истек.
* hetzner.cloud: если при оформлении заказа указан домен, то прописываем его как PTR для основного IPv4 + добавлена поддержка управления PTR-записями для любых IP.
* админу: сервисы: исправлена ошибка, когда нельзя было добавить/изменить даже не активный сервис если его категория запрещает иметь несколько активных сервисов.
— админу: клиенты: экспорт email: исправлена ошибка, когда не правильно работали некоторые фильтры.
— админу: валюты: исправлена ошибка, когда не работало увеличение курсов валют для Монобанк и Приват24.
— dynadot: исправлена ошибка, возникающая при нулевом балансе аккаунта.
— qr-код: исправлена ошибка, когда в закодированных версиях мог некорректно генерироваться QR-код.
-d- клиенту: настройки/профайлы: поле Skype удалено как утратившее актуальность.

rootpanel.net
rootpanel.net/buy.php

Актуальность наших продуктов для индустрии блокчейна

OVHcloud признан ведущим игроком в 360 квадрантах MarketsandMarkets по последнему показателю рынка блокчейнов

OVHcloud, ведущий европейский поставщик облачных услуг, был признан «Звездой» в квадранте оценки отчета о рынке блокчейнов и рынке инфраструктуры блокчейнов для ключевых игроков в недавно выпущенном MarketsandMarkets.

Отчет «Глобальный прогноз развития рынка блокчейнов до 2030 года». Это признание отражает прочные позиции OVHcloud как критически важного инфраструктурного партнера для предприятий, стремящихся масштабировать блокчейн-инициативы по всему миру, благодаря своим безопасным, масштабируемым и соответствующим требованиям облачным решениям.

OVHcloud продолжает переосмысливать концепцию надежной цифровой инфраструктуры благодаря своей открытой и обратимой облачной модели, прозрачному ценообразованию и европейскому суверенитету данных. Приверженность компании устойчивым инновациям, строгое соответствие отраслевым стандартам и отраслевые облачные решения, особенно для государственного сектора, блокчейна, искусственного интеллекта и Web3, бизнес-финансовых услуг и здравоохранения, отражает лидерство компании в экосистеме надежного облака
заявила группа экспертов 360Quadrants



OVHcloud предлагает наилучшее соотношение производительности и цены, а также высокую степень предсказуемости цен — сочетание, которое всё чаще востребовано предприятиями в эпоху роста расходов на облачные услуги и нестабильности бюджета. Прозрачное ценообразование и экономичная инфраструктура компании позволяют клиентам уверенно масштабировать операции без скрытых платежей и неожиданных скачков цен.

Параллельно с этим OVHcloud стремительно расширяет своё глобальное присутствие, открывая новые филиалы в Европе, Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эта целенаправленная стратегия роста подчёркивает стремление компании предоставлять суверенные облачные решения с низкой задержкой более широкой клиентской базе, одновременно укрепляя возможности хранения данных и обеспечения соответствия требованиям по всему миру. OVHcloud продолжает инвестировать в блокчейн-инновации в рамках своих инициатив Blockchain и Web3 Accelerator, призванных предоставить стартапам надёжную облачную инфраструктуру, техническое наставничество и доступ к экосистеме совместной работы, специализированным партнёрским программам и своему маркетплейсу, ориентированному на блокчейн. OVHcloud также инвестировал в специализированную команду из более чем 40 специалистов, владеющих блокчейном, включая экспертов по продажам, маркетингу, продуктам и архитектуре, которые поддерживают блокчейн-инициативы компании по всему миру.

Методология исследования
360Quadrants предоставляет углубленную оценку и сравнение каждого из ключевых участников рынка на основе различных технико-коммерческих данных, предоставленных отраслевыми экспертами, клиентами, дистрибьюторами и т.д., а также вторичных исследований – брошюр о продуктах, аналитических заметок, публикаций компаний, деловых статей, официальных документов, отраслевых источников и различных других баз данных. Для предоставления детальных рейтингов каждому участнику рынка по различным параметрам, перечисленным ниже, применяется четко определенная методологи:
  • Отбор из более чем 25 видных игроков рынка и стартапов
  • Соответствующее картографирование портфеля на региональном уровне
  • Ключевые инициативы роста, предпринятые на региональном уровне
  • Анализ доходов на региональном и категорийном уровне
  • Стратегическое сотрудничество с правительствами, группами пациентов/клиентов и т.д.
  • Другие отраслевые параметры